Лебедки электрические, в отличие от ручного типа лебедок, приводятся в движение силой электрического тока. В остальном же общий принцип работы всех лебедок одинаков: от барабана тяговое усилие передается любым (по длине, ширине, материалу) гибким элементом (органом тяги), встроенным в конструкцию механизма: цепь, трос (вместо тяжелой стали чаще используют инновационные синтетические полимеры) или канат.
В зависимости от конкретного органа тяги, электрические лебедки различаются на канатные и цепные, а исходя из способа установки - передвижные, оснащенные колесами (мобильными тележками) и стационарные (фиксируются к потолку/полу/стене).
Отдельная классификация лебедок по типам и количеству барабанов:
- одно-, двух- и многобарабанные;
- фрикционные, гладкие или нарезные.
Различают электрические лебедки и по виду компановки структурных элементов:
- горизонтальная, при которой все узлы располагаются одной линией, параллельно полу (центральное место занято барабаном);
- вертикальная, с размещением двигателя над катушкой.
Самая обширная классификация построена на основании цели использования лебедок:
- грузовые;
- монтажные;
- маневровые;
- тяговые;
- железнодорожные.
Маневровые лебедки способны передвигать цистерны, вагоны и другие особо тяжелые объекты, которые вне рельсов становятся чрезвычайно громоздкими. Имеют от 2-х барабанов и отличаются экономичной по расходованию энергии мощностью, сравнимой с тепловозом (около 950 000 килограмм).
Тяговыми лебедками дооснащают подъемные устройства, увеличивая их тяговое усилие. Это массивные, достигающие 500 и более килограмм, аппараты.
Монтажные лебедки в 3 раза медленнее тяговых, но эффективнее по возможности перемещать груз сразу в двух плоскостях. Применяются в промышленности как стационарные, весящие от 600 кг, установки. Очень канатоемкие, но никогда не подвешиваются.
Схематично устройство лебедки с электроприводом представлено 4-мя ключевыми элементами, соединенными рамой:
- тягловой барабан (катушка, на которую наматывается орган тяги);
- питаемый аккумулятором мотор;
- редуктор;
- тормоз (тормозная система), исключающий хаотичное/неконтролируемое движение гибкого элемента.
За счет мотора у электролебедки не только в разы возрастает мощность, но и появляется 3 дополнительных потенциала:
- запуск под нагрузкой;
- дистанционное управление и контроль;
- обратное движение (реверс).
Минусов у лебедок электрических немного: недопустимость использования на судах (влияние электричества на работу судовых механизмов), пожароопасность и большая, чем у механических аналогов, уязвимость (требуют трудоемкого ремонта).
Электролебедки: Сфера применения
Утрированное назначение электрической лебедки - передвижение (подъем) груза в одной из плоскостей: поступательно по горизонтали или вверх-вниз (по вертикали).
Каждый отдельный вид электрической лебедки рассчитан на конкретное применение. Например, грузовыми лебедками оснащаются другие механизмы (канатные экскаваторы, подъемные краны и т.д.) в целях увеличения КПД и функциональности.
Маневровые модели востребованы в вагоноремонтных цехах, станциях техобслуживания, стройках, тяговые на предприятиях, нуждающихся в систематической погрузке-разгрузке, а железнодорожные на элеваторах, железнодорожных станциях и в портах.